Взгляд на новости (News to Note) от 4 декабря 2010

BBC News: “Бактерии, живущие на мышьяке, могут помочь в поисках внеземной жизни

Мы уже сообщали в феврале and октябре 2009 года о поисках “внеземной” жизни на нашей планете. На этой неделе нас ждало сообщение об одной такой находке.

Эти микроорганизмы вряд ли будут похожи на те, что воображают себе люди при слове “инопланетяне” (особенно если учесть, что они вполне земного происхождения), но их отличает от всех остальных то, что они могут использовать мышьяк вместо фосфора – такая биологическая особенность не просто нова сама по себе, но и, как считалось до недавнего времени, совершенно чужда жизни, какой мы ее знаем.

Этот вид бактерий был найден в озере Моно (Mono), расположенном в штате Калифорния. Вода в этом озере содержит повышенное (по сравнению с нормальным) количество мышьяка. Хотя мышьяк химически близок к фосфору, который давно считается критически важным для жизни элементом, мышьяк более токсичен. Тем не менее, исследователи предположили, что на Земле может существовать жизнь, построенная на мышьяке, и, если такая жизнь будет найдена, то это заставит нас кардинально пересмотреть наши взгляды на то, какие основополагающие химические элементы нужны для существования жизни, как таковой.

В этом случае бактерии не использовали мышьяк в своей естественной среде обитания, а адаптировались к нему в лаборатории по мере того как исследователи увеличивали его концентрацию в питательном растворе. Постепенно, бактерии начали пользоваться мышьяком в качестве нормального компонента их метаболизма в то время как многие другие организмы уже давно погибли бы. И все же, судя по предоставленной в отчете информации, бактерии “чувствовали себя гораздо лучше” на фосфорной диете.

В этом смысле, хотя открытие биологической формы жизни, которая может существовать на мышьяке, само по себе чрезвычайно интересно, оно не подтверждает верность предсказаний о грядущем обнаружении целой биосферы жизни, которая (как утверждается) развилась отдельно от привычной нам “фосфорной”. Один из ученых, стоящих за этим открытием, астробиолог из Arizona State University, Пол Дэвис (Paul Davies), разъяснил: “В настоящее время мы не имеем ни малейшего понятия о том, является ли жизнь всего лишь необычным, загадочным явлением, специфичным только для Земли, или она – естественная часть фундаментально дружественной к жизни вселенной, где жизнь появляется везде, где есть условия, близкие к земным… Хотя это считается модным – придерживаться последней позиции, у нас нет никаких доказательств в ее пользу”.

В то время как некоторые обозреватели могут оценить это открытие, как подтверждение тому, что инопланетяне вполне могут существовать где-то там во Вселенной, факт обнаружения таких бактерий сам по себе предлагает еще меньше свидетельств в пользу вероятности существования уникальных форм жизни, на обнаружение которых так надеялись ученые. Более того, знание того, что жизнь может существовать, питаясь несколько измененным химическим коктейлем, ни коим образом не подтверждает тезиса о том, что живые организмы могут самозарождаться и эволюционировать  — это два совершенно разных вопроса. И, наконец, как мы уже не раз отмечали ранее, учитывая, что эволюционные корни жизни являются весьма сомнительным предположением для креационистов, и не очень хорошо разработанной проблемой для эволюционистов, утверждения о том, что некая соврешенно обособленная форма жизни возникла и эволюционировала независимо от другой, поставят больше вопросов, чем они их решат. Что поставит под еще большее сомнение всю эволюционную историю.

Вы можете ознакомиться с полным обзором новостей (на английском языке) на сайте Answers In Genesis.

***

А вот что опубликовали в заключение своей статьи авторы с сайта CMI (технически более подробный анализ новости NASA):

Вся эта история больше похожа на хорошо организованный PR-трюк со стороны NASA, направленный на то, чтобы привлечь к себе как можно больше внимания. В то время как это открытие без сомнения является очень важным для биологии, оно остается, тем не менее, открытием в земной биологии и открытием о ее (биологии) практических пределах. Большинство биологов не откажутся от представлений об общем предке жизни на Земле из-за этой находки, поскольку речь здесь на самом деле идет об изменении уже известных биологических механизмов, которые к тому же оперируют на уровнях, существенно ниже оптимальных. Лучшей аналогией были бы так называемые “superbugs”, которые смертельно опасны в больничных условиях, полных антибиотиков, но не в состоянии соперничать со своими “дикими” аналогами вне больничных стен. Эта находка на показывает ничего совершенно иного по сравнению с земной  биологией, и тем более, не предоставляет никаких свидетельств в пользу существования внеземной жизни.